Человек будущего. Какой он? Обзор творчества Ивана Ефремова. - Наше будущее
Будущий человек Ивана Ефремова

Человек будущего. Какой он? Обзор творчества Ивана Ефремова.

Сегодня человечество стоит на пороге глобальных перемен. И какими будут они, эти перемены — зависит только от нас с Вами, от  силы и заряда нашей мысли.  От нас, людей, живущих сегодня, зависит и качество того мира, в который мы войдём вместе со своими детьми и внуками.

Будет ли это мир духовного величества человека или мир его низменных страстей?

Человек всегда стремился к покорению новых вершин, мечтал об освоении космоса, думал о необъятных просторах вселенной.

Десятилетия назад писатели фантасты в своих произведениях  показывали нам общество будущего, к которому хочется стремиться, развиваться, эволюционировать. Во всех этих произведениях во главу угла был поставлен человек, его моральные и нравственные качества. И технологии будущего призваны быть на службе у человека, развивающегося в единстве и гармонии с окружающим миром.

Так какие они, люди будущего? На мой взгляд, советский писатель-фантаст Иван Ефремов наиболее точно передал это. Его произведения захватывают и зовут в новый захватывающий мир будущего. Сила и мощь образов его героев поражает воображение.

Его герои – мужественные и сильные физически, но, в то же время, способные к  тонкому восприятию окружающего мира и обладающие желанием дойти до сути. Люди из будущего, которые способны для блага человечества превзойти собственные силы, преодолеть трудности и сделать открытия во имя Родины. Таков Усольцев, из рассказа «Белый рог», геолог, принимающий твёрдое, как скала, которую он должен покорить, решение: он должен исследовать неприступную гору: «Геолог взглянул вниз. Гора спадала круто и внезапно; основание её тонуло в клубящейся пелене поднятой ветром пыли. Усольцев стоял как бы на неимоверно высоком столбе, ощущая беспредельное одиночество. Ему казалось, что между ним и миром там, внизу, оборвалась всякая связь. И действительно, между ним и жизнью лежала ещё не пройденная смертная грань; спуск был опаснее подъёма. И ещё он подумал о том, что, если ему суждено будет вернуться в жизнь, он вернётся другим — не прежним. Сверхъестественное напряжение, вложенное им в достижение цели, как-то изменило его душу».

На вершине горы Усольцев находит древний меч, описанный в легендах местного населения, и вот перед ним открывается бессмертие человеческих достижений.

Женственность, как идея наиболее гармоничной формы эволюции Земли и Вселенной, красной нитью проходит во всём творчестве Ивана Ефремова. В произведении «Таис Афинская», которое писатель посвящает своей жене, делосский философ, обращаясь к героине романа, своей ученице, говорит: «Твоя роль в жизни – быть музой художников и поэтов, очаровательной и милосердной, ласковой, но беспощадной во всём, что касается Истины, Любви и Красоты. Ты должна быть бродильным началом, которое побуждает лучшие стремления сынов человеческих, отвлекая их от обжорства, вина и драк, глупого соперничества, мелкой зависти, низкого рабства. Через поэтов-художников ты, Муза, должна не давать ручью знания превратиться в мёртвое болото».

Великий полководец Александр Македонский, по настоянию Таис, сжигает Персеполис, представляющий собой воплощение бездуховного начала. Это намёк нам сегодняшним, что общество духовного уродства, чуждое стремлению к Истине и Красоте будет стёрто с лица планеты.

Женское начало не может не быть созидательным и гармоничным.

В рассказе «Эллинский секрет» скульптор Леонтьев ваяет статую героини Ирины, и от этого прекрасного изваяния не хочется уходить: «Про Ирину я скажу только, что она стоила безумной любви художника и всех наших трудов в поисках эллинского секрета.(…) Леонтьев, волнуясь, сказал, что статуя уже готова, он посвящает её науке и мне как дань спасённого спасителю, чувства – разуму и очень хочет показать её мне. Ну, статую я видел. Описывать её не берусь — это будет сделано специалистами. Как анатом, я увидел в ней то самое высшее совершенство целесообразности, что все вы назовёте красотой, в которую любовь автора вложила радостное и лёгкое движение. Словом, от статуи не хотелось уходить. Долго ещё перед глазами стояла эта изумительно прекрасная женщина как доказательство всей силы власти Формы – тонкого счастья красоты, общего для всех людей».

Сам посыл произведений Ефремова направлен на то, чтобы показать именно духовность самого человека. Вот как он сам пишет в оглавлении к своему роману «Час Быка»

«Понятно, что не наука и техника отдаленного будущего или странные цивилизации безмерно далеких миров сделались целью моего романа. Люди будущей Земли, выращенные многовековым существованием высшей  формы общества, контраст между ними и такими же землянами, но сформировавшимися в угнетении и тирании олигархического строя иной планеты, – вот главная цель и содержание книги.

Если удалось это хоть в какой-то мере показать и тем помочь строителям будущего – нашей молодежи – идти дальше, к всестороннему совершенству людей … завтра, духовной высоте человечества, тогда моя работа проделана не напрасно.»

Обсуждение статьи http://our-future.ru/forums/topic/chelovek-budushhego-i-efremov-ch-1


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Оставьте комментарий

ru_RURussian